Форма входа

Категории раздела

Мои статьи [5]

Поиск

Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 18

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0




Среда, 21.11.2018, 14:06
Приветствую Вас Гость | RSS
Cайт МО учителей химии и географии города Белово
Главная | Регистрация | Вход
Каталог статей


Главная » Статьи » Мои статьи

ИКТ на уроках географии

Аббревиатура ИКТ знакома всем. Но, встречая её в различных статьях, можно увидеть, что расшифровывают её по -  разному:

информационно – коммуникативные технологии,

информационно- коммуникационные технологии

информационно – компьютерные

 

Первое определение от слова     коммуникативность – способность человека к передаче и восприятию  информации

 Коммуникационные  – от слова коммуникация – это процесс передачи, обмена, обработки информации.

Третье определение, естественно, подразумевает непосредственное использование компьютера в процессе обучения

Так как: коммуникативные или коммуникационные?

2.         В  2005 г Институтом ЮНЕСКО  по информационным технологиям в образовании был опубликован меморандум   «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ И КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ   В СРЕДНЕМ ОБРАЗОВАНИИ», где  есть такие фразы:

 

Можно без преувеличения сказать: будущие поколения столкнутся с

необходимостью адаптироваться к новой социальной среде, где не

материя и энергия, а информация и научное знание станут основными

факторами, определяющими стратегический потенциал общества и

перспективы его развития.

 

Мы  живём в информационном обществе.

 

Теперь повсюду, в самых разных условиях, люди всех возрастов и профессий постоянно учатся, формируя обучающееся обществоXXI века

 

 

ИКТ служат средством доступа к обучению и способом  обеспечения его непрерывности

 

Поэтому информационно-коммуникационные технологии являются основой современного образования.

3.        

У Германа Константиновича Селевко в  книге «Современные образовательные технологии»,  есть  определении только  информационных технологий:

В практике информационными технологиями обучения называют все технологии, использующие специальные технические информационные средства (ЭВМ, аудио, кино, видео). Но так как ЭВМ, аудио, кино, видео сегодня объединены в одном – и имя его компьютер, то такие технологии правильнее будет  называть информационно – компьютерные  или сейчас иногда говорят новые информационные технологии.

            Любая образовательная технология, в  т.ч. традиционная,  является и  информационной, и коммуникационной. Другой вопрос в какой степени?           

Информационными будут все технологии, обучающие поиску, отбору, анализу, синтезу информации с помощью специальных технических средств или без них. Сегодня  компьютер и интернет позволяют многократно увеличить объём перерабатываемой информации и скорость её переработки.

Но:  как учит работе с информацией та технология, которую используете вы? Какие умения получит ваш ученик – только найти и отобрать необходимую информацию и представить её учителю, пересказав дословно или не совсем?  Или ваши ученики умеют представить найденную текстовую информацию в виде графиков или схем и, наоборот, озвучить найденные диаграммы, сравнить и отобрать необходимые  данные и представить их анализ, или по различным источникам воссоздать  картину какого-либо явления или события?

И любая технология будет коммуникационной, т.к.обучение – это  коммуникация, взаимодействие между участниками образовательного процесса. Но уровень коммуникации  тоже будет разный  в разных технологиях - сравните  коллективный способ обучения и модульную технологию.

И  сегодня  коммуникация  уже невозможна  без современных технических средств, в первую очередь интернета – электронная почта, форумы, чаты, видеоуроки и видеоконференции позволяют наладить коммуникации людей, разделённых и в пространстве и во времени, организовать сетевое взаимодействие, позволяющее обмениваться информацией, учиться друг у друга

 

 

4.

Современный  урок невозможен  без ИКТ, и это вовсе не предполагает, что в классе должен быть проектор и компьютер. Само наличие технических средств не обеспечивает ни высокий информационный уровень урока, ни коммуникацию между его участниками. И то, и другое организует учитель, планируя  свой урок, отбирая информацию, определяя формы и методы, которые будут использованы.

 На уроке будут использованы ИКТ, если: 

- урок  информационно-насыщен, если  информацию предоставляет не только учитель и учебник, а и: дополнительная литература, справочники, сообщения самих учеников, причём у ребят есть возможность выбора информации, которая заинтересовала

-на уроке организована коммуникация  всех участников  – обязательно присутствует на том или ином этапе различная групповая работа, есть возможность обсудить, высказать своё мнение, выступить перед товарищами, есть возможность получить консультацию учителя, обязательно услышать от него слова одобрения.

 

      Конечно, технические средства многократно облегчают проведение урока с использованием ИКТ, предоставляя  информацию в доступной и увлекательной форме, позволяя использовать интернет для поиска информации и ответа на возникающие вопросы. И здесь возникает вопрос – а что умеют наши дети?  Очень часто они используют компьютер только для игр и общения в социальных сетях, несмотря на то, что информатику они изучают со второго класса.

 

5.        

Мы все  используем   программы  пакета майкрософт офис.

В первую очередь, это, конечно, PowerPoint для создания презентаций. Очень хороший мастер-класс, который поможет вам овладеть навыками составления качественных презентаций на сайте Сеть творческих учителей.

http://www.it-n.ru/          автор учитель химии Баженов Алексей Анатольевич

 


 

Презентации позволяют нам в первую очередь увеличить наглядность изучаемого материала, разнообразить его за счёт использования не только рисунков и фотографий, но движущихся объектов – анимаций, флэш – роликов, видеофильмов. Это позволяет повысить уровень познавательного интереса, а, значит, способствует формированию мотиваций к изучению предмета

   Кроме того, презентацию облегчает учителю его работу – не надо писать на доске, достаточно нажать на кнопку, и появятся нужные слова или фразы, задания для работы или ответы на них.

Интернет даёт возможность найти любые иллюстрации,  нет необходимости покупать диски, можно найти и скачать бесплатно и целые фильмы и маленькие ролики.

 Использование анимаций даёт возможность увидеть динамику различных природных явлений -

Такие анимации очень просты в техническом отношение – вы делаете начальный слайд, а потом, копируя его, меняете в нём положение модели и при быстром показе у вас получается анимация. Можно, конечно, использовать и настройку анимации  объектов , но чтобы выполнить такую анимацию для показа более сложного процесса, требуется больше времени и умения, а вот если движения объектов несложные – то выполняется она достаточно быстро в разделе настройка анимации.

-использование флэш – объектов также позволяет как проиллюстрировать различные процессы, так и организовать повторение или проверку материала. Их можно использовать и как самостоятельные объекты и включать в презентацию. Но для вставки в презентацию необходимо знать, как это делать. Этому можно научиться вмастер – классе Анатолия Баженова  в Сети творческих учителей.

-использование видеороликов–при изучении географии   незаменимо – увидеть своими глазами какой-либо уголок нашей планеты, а не только прочитать его описание

 Видеоролики можно смотреть как самостоятельные фильмы,  так и вставлять в презентацию – это сделать несложно – вставка – фильм из файла. Единственное, что здесь надо помнить – это то, что если вы потом переместите вашу презентацию в другое место, фильм в презентации не откроется, так как останется прописан старый путь вставки, поэтому, если в вашу презентацию вставлены ролики и флэш - объекты, надо сразу делать папку, в которую вы помещаете вашу презентацию все другие файлы, которые  будете использовать, а потом только вставляйте их, чтобы путь вставки не изменился. Иногда выбранный фильм или ролик не вставляется из-за несоответствия  формата, есть программа конвертор файлов   FormatFactory, которая позволяет преобразовывать  звуковые и видеофайлы, а также вырезать часть файла.

 

 

В презентации для проверки знаний очень удобно использовать триггеры – копки, нажимая на которые вы включаете выполнение каких-либо действий. Например, в начале или в  конце урока вы предлагаете  прочитать или записать текст, вставив пропущенные слова. Это могут быть определения понятий, описания процессов и т.д.

Презентация даёт большие возможности для организации проверки знаний – после  выполнения   задания  можно дать правильные ответы и оценить степень выполнения.

 

 

Конечно, использование медиа-ресурсов не самоцель, урок не должен превращаться в пассивный просмотр фильма  или презентации. Каждый  просмотр обязательно сопровождается беседой, проверкой полученных знаний, даёт пищу к размышлению.

 

 

 

Работы учащихся

У ребят также возникает желание попробовать свои силы в представлении материала в электронном виде, многие именно таким образом и знакомятся с программой составления презентаций. Первые работы, конечно, очень несовершенны как технически – дизайн, шрифты, анимация, так и информационно –  много текста, неумение отобрать главное, представить материал  интересно и доступно, соблюдать логику в изложение. Но если ребята в течение года такую работу выполняют, то на следующий год их презентации уже  довольно качественны. Например

 

Сейчас всё более востребованными  являются проектные технологии, которые  формируют у обучающихся и информационные, и коммуникативные, исследовательские, социальные компетенции. В географии создание качественной презентации по какой-либо теме уже может быть учебным проектом. Но, конечно, при оценке работы необходимо учитывать всё – соответствие отобранного материала, его анализ, умение «сворачивать» информацию и расшифровывать схемы и графики, особенно при работе со статистическими данными, уметь прогнозировать и обосновывать свои прогнозы, оформлять найденный материал, логические изложить свои выводы. Без консультаций учителя выполнить такой учебный проект качественно невозможно, но всё-таки большую часть времени ребёнок будет работать самостоятельно, да ещё и во внеурочное время. Но такие работы окажут большую помощь и учителю в подготовке к уроку, и  помогут дальнейшему формированию познавательного интереса у ребёнка.

 

Word  чаще всего мы используем для создания проверочных работ и тестов, которые можно распечатать и затем использовать несколько лет, можно составлять карточки для индивидуальных заданий, которые хороши тем, что  несложно  сделать несколько десятков вариантов и списать будет невозможно.

 

Для создания тестов можно использовать не только печатные документы, но, и когда будет возможность у каждого ученика работать с компьютером, создавать тесты он-лайн, когда ученик или учитель сразу может увидеть результат. Для создания тестов  есть специальные программы, которые можно бесплатно скачать в интернете, но самая простая программа, с помощью которой можно составлять такие тесты – это Excel, такой мастер-класс был в прошлом году на фестивале про-движение.

 

Очень часто мы тратим достаточно много времени, чтобы найти необходимые иллюстрации к уроку, а дети вообще, не найдя нужный материал сразу, бросают работу. Даже подборка аннотированных ссылок по темам сэкономила нам время, её можно разместить на сайте учителей МО, и сама по себе работа по составлению таких ссылок уже позволит её авторам повысить свою квалификацию

 

 Я хочу представить вам несколько таких ресурсов:

В первую очередь это библиотеки где масса фотографий и фильмов

Mировая цифровая библиотека была разработана рабочей группой Библиотеки Конгресса США при поддержке Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО),  позволяет находить, изучать и наслаждаться сокровищами мирового культурного наследия на одном сайте. В число этих культурных сокровищ  входят рукописи, карты, редкие книги, музыкальные партитуры, записи, фильмы, снимки, фотографии и архитектурные чертежи                             http://www.wdl.org/ru/    мировая цифровая библиотека

 

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов, на ней  представлены цифровые векторные географические карты, но для работы с ними необходимо сначала скачать   программную  оболочку   Школьной геоинформационной системы, на сайте она есть   675.8 мб

http://school-collection.edu.ru/collection/   

  Документально – информационный портал  - очень богатая  коллекция фильмов – недостаток, фильмы имеют  большой размер, сотни мегабайт, поэтому если скорость хорошая или кабельный интернет, то без проблем

http://1bbc.ru/national-geographic

 

энциклопедия  Природа и география России 419 мб, http://www.cottoc.net/books/37837-priroda-i-geografija-rossii.html 

"География России". Данные о каждом субъекте Российской Федерации.  Сведения о регионах. Федеральные округа РФ. Экономические районы. Часовые пояса и др. georus.by.ru

География.ру - клуб путешествий. Путешествия по всему миру, географическое общество, экзотические страны мира, увлекательные  путешествия, интересные рассказы, фотоальбомы и др. geografia.ru

 

 "Странник" - справочник стран мира. Краткая характеристика всех стран мира. Сведения о географическом положении, государственном устройстве, населении, истории и экономике каждой из стран. Изображение национальной символики basni.narod.ru

 

Очень большой количество презентаций, разработок урока, проверочных работ можно  найти на любом педагогическом сайте и самим опубликовать свои разработки и получить свидетельство   о  публикации материала:

Учительский портал, свидетельство в электронном виде бесплатно, если ваш материал соответствует критериям, изложенным в правилах публикации

Завуч, сертификат порядка 500 руб, по почте, часто проводят акции –два или три сертификата по цене одного

Педсовет  и Сеть творческих учителей – свидетельств как таковых именно на публикацию материала,  если он не участник конкурса нет, но письмо о публикации, в котором указан этот факт и номер, присвоенный вашему материалу, считается равноценным. Свидетельство о  публикации  материала, опубликованного  в рамках конкурсов на Педсовете, в электронном виде в прошлом учебном году стоили 50 руб.

Электронное издание Нуми – свидетельство  150 руб

 Если в моём рассказе вас что-либо заинтересовало и вы хотели бы узнать об этом подробнее, пишите мне по адресу gale993@yandex.ru

    Если у вас есть желание принять участие в работе  сайта учителей нашего города – я рада сотрудничать с вами, присылайте материал, ваши разработки, мы выложим их на этом сайте.

Категория: Мои статьи | Добавил: Галина62 (24.08.2011)
Просмотров: 5765 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:

Copyright MyCorp © 2018