Форма входа

Категории раздела

Мои статьи [5]

Поиск

Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 18

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0




Среда, 21.11.2018, 14:03
Приветствую Вас Гость | RSS
Cайт МО учителей химии и географии города Белово
Главная | Регистрация | Вход
Каталог статей


Главная » Статьи » Мои статьи

Использование ИКТ на уроках химии

 

Вначале о том, как мы расшифровываем аббревиатуру ИКТ – информационно – коммуникативные технологии, информационно- коммуникационные технологии или информационно – компьютерные?

 

В информационном меморандуме ЮНЕСКО «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ  И КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

В СРЕДНЕМ ОБРАЗОВАНИИ»  расшифровка соответственно так и даётся – информационные и коммуникационные технологии

 

Почему они вообще возникли ИКТ и можно ли было говорить об их существовании 20, 30 лет назад?

 

Можно без преувеличения сказать: будущие поколения столкнутся с

необходимостью адаптироваться к новой социальной среде, где не

материя и энергия, а информация и научное знание станут основными

факторами, определяющими стратегический потенциал общества и

перспективы его развития.

 

ИКТ служат средством доступа к обучению и способом  обеспечения его непрерывности, что необходимо для успешного  вовлечения всех групп населения в информационное общество.(меморандум)

 Поэтому тогда, когда наше общество из постиндустриального стало информационным, возникла необходимость и использования в процессе обучения именно информационных и коммуникационных технологий.

 

Информационными будут все технологии, обучающие поиску, отбору, анализу, синтезу информации с помощью специальных технических средств или без них. Другое дело, что компьютер и интернет позволяет многократно увеличить объём перерабатываемой информации и скорость её переработки.

Коммуникационные – технологии, позволяющие организовать коммуникации, взаимодействие между участниками образовательного процесса. Опять же, сегодня это невозможно без современных технических средств, в первую очередь интернета – электронная почта, форумы, чаты, видеоуроки и видеоконференции позволяют наладить коммуникации людей, разделённых и в пространстве и во времени, организовать сетевое взаимодействие, позволяющее обмениваться информацией, учиться друг у друга.

 

 

Применение ИКТ в процессе преподавания и обучения открывает

уникальные возможности и перспективы, подтверждая тем самым, что

человечество находится на пороге образовательной революции,

результатом которой станут значительные изменения во всех сферах

человеческой деятельности.

 

И так как мы живём сегодня с информационном обществе, современный урок невозможно представить без ИКТ, и это вовсе не предполагает, что в классе должен быть проектор и компьютер. Само наличие технических средств не обеспечивает ни высокий информационный уровень урока, ни коммуникацию между его участниками. И то, и другое организует учитель, планируя  свой урок, отбирая информацию, определяя формы и методы, которые будут использованы на уроке. На уроке будут использованы ИКТ, если:  

- он будет информационно-насыщен, но информацию предоставляет не только учитель и учебник, а и: дополнительная литература, справочники, сообщения самих учеников, причём у ребят есть возможность отбора информации, выделения той, которая заинтересовала или должна быть выделена для понимания и усвоения темы урока;

-на уроке организовано коммуникативное взаимодействие всех участников урока – обязательно присутствует на том или ином этапе различная групповая работа, есть возможность обсудить, высказать своё мнение, выступить перед товарищами, есть возможность получить консультацию учителя, обязательно услышать от него слова одобрения.

      Конечно, технические средства многократно облегчают проведение урока с использованием ИКТ, предоставляя  информацию в доступной и увлекательной форме, позволяя использовать интернет для поиска информации и ответа на возникающие вопросы. И здесь возникает вопрос  владения  учащимися программами. Очень часто наши дети используют компьютер только для игр и общения в социальных сетях, я начинаю работать с ребятами с 8 класса и ещё ни один восьмиклассник не пришёл ко мне с умением создавать даже   презентации, хорошо, хоть в ворде работают. Так что кроме химии мы ещё и учимся информатике. Вот этот вопрос меня интересует – с какими программами должны уметь работать восьмиклассники.

 

Я думаю, что мы сегодня с вами остановимся на использовании  программ и мультимедиаресурсов, которые можно использовать на уроках химии для реализации ИКТ.

 

Программы можно использовать все из пакета майкрософт офис – для создания презентаций  - Power Point, для создания текстовых – Word, для таблиц и графиков удобно использовать   Excel, в котором также масса других возможностей, например, создание тестов (я покажу пример), для буклетов -     Publisher, для монтажа фильмов самая простая -   Movie Maker , для конвертирования видео и звуковых файлов - Format Factory, так как иногда в презентацию не вставляются некоторые форматы видео или звука, их можно преобразовать в другой формат.

 

В первую очередь, это, конечно, презентации, которые несложно составить с помощью программы Power Point. Очень хороший мастер-класс, который поможет вам овладеть навыками составления качественных презентаций на сайте Сеть творческих учителей.

 

 

Презентации позволяют нам в первую очередь увеличить наглядность изучаемого материала, разнообразить его за счёт использования не только рисунков и фотографий, но движущихся объектов – анимаций, флэш – роликов, видеофильмов. Это позволяет повысить уровень познавательного интереса, а, значит, способствует формированию мотиваций к изучению химии.

   Кроме того, презентацию облегчает учителю его работу – не надо писать на доске, достаточно нажать на кнопку, и появятся нужные слова или фразы, задания для работы или ответы на них.

Интернет даёт возможность найти любые иллюстрации, фотографии, портреты учёных  и показать их ребятам.

 

 

 

 

Презентации:

- использование анимаций даёт возможность увидеть превращения молекул, химические процессы, например,  в органической химии, где очень большое значение имеет именно структура молекулы можно использовать вот такие анимации:

- в теме «Типы химических реакций» хорошо видно, как происходит замещение атомов водороды или разрыв и образование новых связей

Такие анимации очень просты в техническом отношение – вы делаете начальный слайд, а потом, копируя его, меняете в нём положение модели и при быстром показе у вас получается анимация. Можно, конечно, использовать и настройку анимации  объектов – например в теме «Строение вещества», но чтобы выполнить такую анимацию для показа более сложного процесса, требуется больше времени и умения, а вот если движения объектов несложные – то выполняется она достаточно быстро.

 

-использование флэш – объектов также позволяет как проиллюстрировать различные процессы, так и организовать повторение или проверку материала. Их можно использовать и как самостоятельные объекты и включать в презентацию. Но для вставки в презентацию необходимо знать, как это делать. Этому можно научиться в мастер – классе Анатолия Баженова  в Сети творческих учителей.

 

-использование видеороликов – мы все знаем, что не все опыты можно продемонстрировать в наших условиях – то нет реактивов, то оборудования, то не позволяют условия техники безопасности. Например, такой опыт, как горение алюминия в броме, или восстановление оксида железа алюминием, которые практически невозможно провести в классе из-за требований техники безопасности. А вот взаимодействие   воды с щелочными металлами порой невозможно продемонстрировать из-за отсутствия этих металлов, тем более показать учащимся такие металлы, как цезий или такое вещество, как белый фосфор.

  Видеоролики можно смотреть как самостоятельные фильмы,  так и вставлять в презентацию – это сделать несложно – вставка – фильм из файла. Единственное, что здесь надо помнить – это то, что если вы потом переместите вашу презентацию в другое место, фильм в презентации не откроется, так как останется прописан старый путь вставки, поэтому, если в вашу презентацию вставлены ролики, надо сразу делать папку, в которую вы помещаете вашу презентацию все другие файлы, которые вы будете использовать, а потом только вставляйте их, чтобы путь вставки не изменился.

 

В презентации для проверки знаний очень удобно использовать триггеры – копки, нажимая на которые вы включаете выполнение каких-либо действий. Например, в начале или в  конце урока вы предлагаете  прочитать или записать текст, вставив пропущенные слова. Это могут быть определения понятий, описания процессов и т.д.

 

Презентация даёт большие возможности для организации проверки знаний – после  выполнения   задания  можно дать правильные ответы и оценить степень выполнения

 

Видеофильмы

 

Многие  неплохие старые фильмы оцифрованы и выложены в Интернете.

 Но иногда фильм длится достаточно долго или необходимо только посмотреть какой – либо его фрагмент, поэтому, используя специальные программы, тот же  Format Factory , например, можно вырезать кусочек фильма или отрезать ненужную часть.

 

 

 

 

Конечно, использование медиа-ресурсов не самоцель, урок не должен превращаться в пассивный просмотр фильма  или презентации. Каждый  просмотр обязательно сопровождается беседой, проверкой полученных знаний, даёт пищу к размышлению.

 

 

Работы учащихся

У ребят также возникает желание попробовать свои силы в представлении материала в электронном виде, многие именно таким образом и знакомятся с программой составления презентаций. Первые работы, конечно, очень несовершенны как технически – дизайн, шрифты, анимация, так и информационно – отбор материала – много текста, неумение отобрать главное, представить материал  интересно и доступно, соблюдать логику в изложение. Но если ребята в течение года такую работу выполняют, то на следующий год их презентации уже  довольно качественны.

 

Ролики с видеоопытами из интернета часто сняты качественно, но наибольший интерес вызовут те, на которых будут знакомые лица. Конечно, снять и смонтировать ролик самим не так просто – но зато и эффект от просмотра такого ролика выше. Мы снимали ролики фотоаппаратом со звуком, затем его монтировали в программе Movie Maker

Казалось бы, что сложного, провести ролик перед камерой, да даже не камерой, а фотоаппаратом, а вот. Поведение человека, осознающего, что тебя снимают, очень сильно меняется.

Работать с программой по монтажу фильмов несложно научиться самому и в Сети творческих учителей то же есть мастер – класс по созданию фильмов для учителей химии

 

 

У меня есть мечта – организовать кружок, в котором бы мы проводили и снимали различные опыты, особенно те, которые можно воспроизвести в домашних условиях.

 

 

Для создания проверочных работ мы используем Word – это и тесты, которые можно распечатать и затем использовать несколько лет, распечатав из электронных книг или создавая свои, и карточки для индивидуальных заданий, которые хороши тем, что можно сделать несколько десятков вариантов и списать будет невозможно

 

Для создания тестов можно использовать не только печатные документы, но, и когда будет возможность у каждого ученика работать с компьютером, создавать тесты он-лайн, когда ученик или учитель сразу может увидеть результат. Для создания тестов  есть специальные программы, которые можно бесплатно скачать в интернете, но самая простая программа, с помощью которой можно составлять такие тесты – это Excel, такой мастер-класс был в прошлом году на фестивале про-движение.

 

Создавать  качественные презентации, в которых не только текст и рисунки, дело довольно хлопотное, в Интернете, на каждом сайте для учителей можно найти массу разных разработок. Стоит ли тогда тратить время на создание собственных презентаций? Стоит. Методика каждого учителя индивидуальна, и в презентации отражается именно ваше понимание материала и логика его изложения. Конечно, при создании собственных презентаций можно использовать работы коллег, но не забывайте указывать их в списке литературы, использованной при подготовке.


Презентацию к выступлению  без ссылок (884 кб) можно скачать ЗДЕСЬ, с примерами и ссылками (10 мб) ЗДЕСЬ

Категория: Мои статьи | Добавил: Галина62 (19.11.2011)
Просмотров: 3670 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:

Copyright MyCorp © 2018