Коммуникационные– от слова коммуникация – это процесс
передачи, обмена, обработки информации.
Третье определение, естественно, подразумевает
непосредственное использование компьютера в процессе обучения
Так как: коммуникативные или коммуникационные?
2. В2005 г Институтом ЮНЕСКОпо информационным технологиям в образовании
был опубликован меморандум«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ
ИНФОРМАЦИОННЫХ И КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙВ СРЕДНЕМ ОБРАЗОВАНИИ», гдеесть
такие фразы:
Можно
без преувеличения сказать: будущие поколения столкнутся с
необходимостью
адаптироваться к новой социальной среде, где не
материя
и энергия, а информация и научное знание станут основными
факторами,
определяющими стратегический потенциал общества и
перспективы его развития.
Мы живём
в информационном обществе.
Теперь повсюду, в самых разных условиях,
люди всех возрастов и профессий постоянно учатся, формируя обучающееся
обществоXXI века
ИКТ
служат средством доступа к обучению и способомобеспечения его непрерывности
Поэтому
информационно-коммуникационные технологии являются основой современного
образования.
3.
У Германа
Константиновича Селевко вкниге
«Современные образовательные технологии»,естьопределении толькоинформационных технологий:
В практике информационными технологиями обучения называют
все технологии, использующие специальные технические информационные средства
(ЭВМ, аудио, кино, видео). Но так как ЭВМ, аудио, кино, видео сегодня
объединены в одном – и имя его компьютер, то такие технологии правильнее
будетназывать информационно –
компьютерныеили сейчас иногда говорят новые
информационные технологии.
Любая образовательная
технология, вт.ч. традиционная,является иинформационной, и коммуникационной. Другой вопрос в какой
степени?
Информационными будут все
технологии, обучающие поиску, отбору, анализу, синтезу информации с помощью
специальных технических средств или без них. Сегоднякомпьютер и интернет позволяют многократно
увеличить объём перерабатываемой информации и скорость её переработки.
Но:как учит работе с информацией та технология,
которую используете вы? Какие умения получит ваш ученик – только найти и
отобрать необходимую информацию и представить её учителю, пересказав дословно
или не совсем?Или ваши ученики умеют представить
найденную текстовую информацию в виде графиков или схем и, наоборот, озвучить
найденные диаграммы, сравнить и отобрать необходимыеданные и представить их анализ, или по
различным источникам воссоздатькартину
какого-либо явления или события?
И любая технология будет
коммуникационной, т.к.обучение – этокоммуникация, взаимодействие между участниками образовательного
процесса. Но уровень коммуникациитоже
будет разныйв разных технологиях -
сравнитеколлективный способ обучения и
модульную технологию.
Исегоднякоммуникацияуже невозможнабез современных технических средств, в первую
очередь интернета – электронная почта, форумы, чаты, видеоуроки и
видеоконференции позволяют наладить коммуникации людей, разделённых и в
пространстве и во времени, организовать сетевое взаимодействие, позволяющее
обмениваться информацией, учиться друг у друга
4.
Современныйурок невозможенбез ИКТ, и это вовсе не предполагает, что в
классе должен быть проектор и компьютер. Само наличие технических средств не
обеспечивает ни высокий информационный уровень урока, ни коммуникацию между его
участниками. И то, и другое организует учитель, планируясвой урок, отбирая информацию, определяя
формы и методы, которые будут использованы.
На уроке будут использованы ИКТ, если:
- урокинформационно-насыщен, еслиинформацию предоставляет не только учитель и учебник, а и:
дополнительная литература, справочники, сообщения самих учеников, причём у
ребят есть возможность выбора информации, которая заинтересовала
-на уроке организована коммуникациявсех участников– обязательно присутствует на том или ином
этапе различная групповая работа, есть возможность обсудить, высказать своё
мнение, выступить перед товарищами, есть возможность получить консультацию
учителя, обязательно услышать от него слова одобрения.
Конечно,
технические средства многократно облегчают проведение урока с использованием
ИКТ, предоставляяинформацию в доступной
и увлекательной форме, позволяя использовать интернет для поиска информации и ответа
на возникающие вопросы. И здесь возникает вопрос – а что умеют наши дети?Очень часто они используют компьютер только
для игр и общения в социальных сетях, несмотря на то, что информатику они
изучают со второго класса.
5.
Мы всеиспользуемпрограммыпакета майкрософт офис.
В первую очередь, это, конечно, PowerPoint для создания презентаций.
Очень хороший мастер-класс, который поможет вам овладеть навыками составления
качественных презентаций на сайте Сеть творческих учителей.
Презентации позволяют нам в первую очередь увеличить
наглядность изучаемого материала, разнообразить его за счёт использования не
только рисунков и фотографий, но движущихся объектов – анимаций, флэш –
роликов, видеофильмов. Это позволяет повысить уровень познавательного интереса,
а, значит, способствует формированию мотиваций к изучению предмета
Кроме того,
презентацию облегчает учителю его работу – не надо писать на доске, достаточно
нажать на кнопку, и появятся нужные слова или фразы, задания для работы или
ответы на них.
Интернет даёт возможность найти любые иллюстрации,нет необходимости покупать диски, можно найти
и скачать бесплатно и целые фильмы и маленькие ролики.
Использование анимаций даёт возможность
увидеть динамику различных природных явлений -
Такие анимации очень просты в техническом отношение – вы
делаете начальный слайд, а потом, копируя его, меняете в нём положение модели и
при быстром показе у вас получается анимация. Можно, конечно, использовать и
настройку анимацииобъектов , но чтобы
выполнить такую анимацию для показа более сложного процесса, требуется больше
времени и умения, а вот если движения объектов несложные – то выполняется она
достаточно быстро в разделе настройка анимации.
-использование флэш – объектов также позволяет как
проиллюстрировать различные процессы, так и организовать повторение или
проверку материала. Их можно использовать и как самостоятельные объекты и
включать в презентацию. Но для вставки в презентацию необходимо знать, как это
делать. Этому можно научиться вмастер – классе Анатолия Баженовав Сети творческих учителей.
-использование видеороликов–при изучении
географиинезаменимо – увидеть своими
глазами какой-либо уголок нашей планеты, а не только прочитать его описание
Видеоролики можно
смотреть как самостоятельные фильмы,так
и вставлять в презентацию – это сделать несложно – вставка – фильм из файла.
Единственное, что здесь надо помнить – это то, что если вы потом переместите
вашу презентацию в другое место, фильм в презентации не откроется, так как
останется прописан старый путь вставки, поэтому, если в вашу презентацию
вставлены ролики и флэш - объекты, надо сразу делать папку, в которую вы
помещаете вашу презентацию все другие файлы, которыебудете использовать, а потом только
вставляйте их, чтобы путь вставки не изменился. Иногда выбранный фильм или
ролик не вставляется из-за несоответствияформата, есть программа конвертор файлов FormatFactory, которая позволяет преобразовыватьзвуковые и видеофайлы, а также вырезать часть
файла.
В презентации для проверки знаний очень удобно использовать триггеры
– копки, нажимая на которые вы включаете выполнение каких-либо действий.
Например, в начале или вконце урока вы
предлагаетепрочитать или записать
текст, вставив пропущенные слова. Это могут быть определения понятий, описания
процессов и т.д.
Презентация даёт большие возможности для организации
проверки знаний – послевыполнениязаданияможно дать правильные ответы и оценить степень выполнения.
Конечно, использование медиа-ресурсов не самоцель, урок не
должен превращаться в пассивный просмотр фильмаили презентации. Каждыйпросмотр
обязательно сопровождается беседой, проверкой полученных знаний, даёт пищу к
размышлению.
Работы учащихся
У ребят также возникает желание попробовать свои силы в
представлении материала в электронном виде, многие именно таким образом и
знакомятся с программой составления презентаций. Первые работы, конечно, очень
несовершенны как технически – дизайн, шрифты, анимация, так и информационно
–много текста, неумение отобрать
главное, представить материалинтересно
и доступно, соблюдать логику в изложение. Но если ребята в течение года такую
работу выполняют, то на следующий год их презентации ужедовольно качественны. Например
Сейчас всё более востребованнымиявляются проектные технологии, которыеформируют у обучающихся и информационные, и
коммуникативные, исследовательские, социальные компетенции. В географии
создание качественной презентации по какой-либо теме уже может быть учебным
проектом. Но, конечно, при оценке работы необходимо учитывать всё –
соответствие отобранного материала, его анализ, умение «сворачивать» информацию
и расшифровывать схемы и графики, особенно при работе со статистическими данными,
уметь прогнозировать и обосновывать свои прогнозы, оформлять найденный
материал, логические изложить свои выводы. Без консультаций учителя выполнить
такой учебный проект качественно невозможно, но всё-таки большую часть времени
ребёнок будет работать самостоятельно, да ещё и во внеурочное время. Но такие
работы окажут большую помощь и учителю в подготовке к уроку, ипомогут дальнейшему формированию
познавательного интереса у ребёнка.
Wordчаще всего мы используем для создания
проверочных работ и тестов, которые можно распечатать и затем использовать
несколько лет, можно составлять карточки для индивидуальных заданий, которые
хороши тем, чтонесложносделать несколько десятков вариантов и
списать будет невозможно.
Для создания тестов можно использовать не только печатные
документы, но, и когда будет возможность у каждого ученика работать с
компьютером, создавать тесты он-лайн, когда ученик или учитель сразу может
увидеть результат. Для создания тестовесть специальные программы, которые можно бесплатно скачать в интернете,
но самая простая программа, с помощью которой можно составлять такие тесты –
это Excel, такой
мастер-класс был в прошлом году на фестивале про-движение.
Очень часто мы тратим достаточно много времени, чтобы найти
необходимые иллюстрации к уроку, а дети вообще, не найдя нужный материал сразу,
бросают работу. Даже подборка аннотированных ссылок по темам сэкономила нам
время, её можно разместить на сайте учителей МО, и сама по себе работа по
составлению таких ссылок уже позволит её авторам повысить свою квалификацию
Я хочу представить
вам несколько таких ресурсов:
В первую очередь это библиотеки где масса фотографий и
фильмов
Mировая цифровая библиотека была разработана
рабочей группой Библиотеки Конгресса США при поддержке Организация Объединенных
Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО), позволяет находить, изучать и наслаждаться
сокровищами мирового культурного наследия на одном сайте. В число этих
культурных сокровищ входят рукописи, карты, редкие книги, музыкальные
партитуры, записи, фильмы, снимки, фотографии и архитектурные чертежиhttp://www.wdl.org/ru/мировая цифровая библиотека
Единая коллекция цифровых
образовательных ресурсов, на нейпредставлены цифровые векторные географические карты, но для работы с
ними необходимо сначала скачатьпрограммнуюоболочкуШкольной геоинформационной системы, на сайте она есть675.8 мб
Документально – информационный портал- очень богатаяколлекция фильмов
– недостаток, фильмы имеютбольшой
размер, сотни мегабайт, поэтому если скорость хорошая или кабельный интернет,
то без проблем
"География России".
Данные о каждом субъекте Российской Федерации. Сведения о регионах.
Федеральные округа РФ. Экономические районы. Часовые пояса и др. georus.by.ru
География.ру - клуб
путешествий. Путешествия по всему миру, географическое общество, экзотические
страны мира, увлекательныепутешествия,
интересные рассказы, фотоальбомы и др. geografia.ru
"Странник"
- справочник стран мира. Краткая характеристика всех стран мира. Сведения о
географическом положении, государственном устройстве, населении, истории и
экономике каждой из стран. Изображение национальной символики basni.narod.ru
Очень большой количество презентаций, разработок урока,
проверочных работ можнонайти на любом
педагогическом сайте и самим опубликовать свои разработки и получить
свидетельство опубликации материала:
Учительский портал, свидетельство
в электронном виде бесплатно, если ваш материал соответствует критериям,
изложенным в правилах публикации
Завуч, сертификат порядка 500
руб, по почте, часто проводят акции –два или три сертификата по цене одного
Педсовети Сеть творческих учителей – свидетельств как
таковых именно на публикацию материала,если он не участник конкурса нет, но письмо о публикации, в котором
указан этот факт и номер, присвоенный вашему материалу, считается равноценным.
Свидетельство опубликацииматериала, опубликованногов рамках конкурсов на Педсовете, в
электронном виде в прошлом учебном году стоили 50 руб.
Электронное издание Нуми –
свидетельство150 руб
Если в моём рассказе
вас что-либо заинтересовало и вы хотели бы узнать об этом подробнее, пишите мне
по адресу gale993@yandex.ru
Если у вас есть
желание принять участие в работесайта
учителей нашего города – я рада сотрудничать с вами, присылайте материал, ваши
разработки, мы выложим их на этом сайте.