Использование ЭОР в преподавании
предметов естественного цикла
Электронные
образовательные ресурсы – это учебные материалы, для воспроизведения которых
используются электронные устройства, раньше – телевизор и магнитофон, сегодня –
компьютер.
Можно классифицировать ЭОР по различным
признакам:
По
техническому средству, необходимому для воспроизведения:
- Телевизор или магнитофон –
видеофильм или звукозапись
-компьютер - ЦОР;
первые ЦОР представляют собой
оцифрованный текст, фильмы, аудиофайлы, которые отличаются от книги или фильма
способом записи, о современных ЭОР поговорим чуть позже.
По
виду представленной информации:
1) текстографические (материал представляется не на бумаге, а на экране
компьютера),
2) гипертекст (нелинейная навигация по тексту),
3) ресурсы, целиком состоящие из визуального или звукового фрагмента (кино,
анимация, звукозапись),
4) Мультимедиа ЭОР (представление учебного материала множеством
различных способов, т.е. с помощью графики, фото, видео, анимации и звука).
По
степени интерактивности (возможности взаимодействия):
-неинтерактивные:
текстографические, визуальные или звуковые фрагменты, мультимедиа, сочетающие
все выше перечисленные
-малоинтерактивные:
содержащие гиперссылки
-интерактивные
– модули омс
-высшая
степень интерактивности: виртуальная реальность
Выделяют пять педагогических инструментов, использующихся
в современных ЭОР:
- интерактив;
- мультимедиа;
- моделинг;
- коммуникативность;
- производительность.
Интерактив даст
возможность воздействия и получения ответных реакций на реалистичное
представление объектов и процессов.
Мультимедиа обеспечит
реалистичное представление объектов и процессов.
Моделинг –
имитационное моделирование с аудиовизуальным отражением изменений сущности,
вида, качеств объектов и процессов.
Коммуникативность –
это возможность непосредственного общения, оперативность представления
информации, удаленный контроль состояния процесса. С точки зрения ЭОР это,
прежде всего, возможность быстрого доступа к образовательным ресурсам,
расположенным на удаленном сервере, а также возможность on-line коммуникаций
удаленных пользователей при выполнении коллективного учебного задания.
Производительность пользователя.
Благодаря автоматизации нетворческих, рутинных операций поиска необходимой
информации творческий компонент и, соответственно, эффективность учебной
деятельности резко возрастают.
Конечно, эффективное использование ЭОР
предполагает модель 1 ученик - 1 компьютер,
в крайнем случае – работа в парах. Но значит ли это, что если у вас в классе
только один проектор, то единственный доступный вид ЭОР – это презентация, фильм, текст?
Здесь выход – сформировать такой познавательный интерес к теме, который
заставит дома пожелать выполнить домашнее задание в привлекательной электронной доступной
форме.
Даже если все мы будем иметь возможность
работать с мобильными классами, не значит, что ребёнок весь урок будет
самостоятельно работать с теми же модулями омс.
Проблема в том, что самое ценное для образования время – время
общения с Учителем нельзя отнимать, занимая работой с машиной. Никому ведь не
приходит в голову весь урок читать учебник.
В
традиционной схеме урока преподаватель и сам вынужден сокращать время общения
(интерактива) с учащимися – необходим хотя бы выборочный опрос и изложение
нового материала. В обоих случаях превалирует одностороннее вещание.
Таким образом, первая задача новых
педагогических технологий – увеличение времени общения с учениками в классе.
Иными словами – рост творческого компонента в деятельности учителя, переход от
вещания к дискуссии.
Ключом
к решению первой задачи является перенос некоторых традиционно аудиторных видов
занятий в сектор самостоятельной учебной работы. И это – вторая задача новых педагогических
технологий.
Предлагаю краткий обзор тех ЭОР, коллекции которых
есть в сети и более подробно предлагаю остановиться на тех, которые совсем несложно создать самим
или предложить создать ученикам.
Те, кто освоили курсы ЭОР академии ай-ти, уже
достаточно хорошо знакомы с Единой коллекцией цифровых образовательных
ресурсов и Федеральным центром информационно-образовательных ресурсов
(ФЦИОР).
http://fcior.edu.ru http://eor.edu.ru
Наиболее современными являются
модули омс:
Структурированный
вариант полного учебного курса по предмету разбивается на учебные разделы, темы
и т.д. В каждый раздел входит три модуля, соответствующих трем основным
компонентам образовательного процесса:
модуль получения информации (И-тип)
модуль
практических занятий (П-тип)
модуль контроля
(К-тип)
При этом каждый электронный учебный модуль (ЭУМ) автономен, представляет собой
законченный интерактивный мультимедиа продукт. Иными словами, каждый ЭУМ – это
самостоятельный учебный продукт объемом несколько Мбайт, так что получение его
по сетевому запросу не представляет принципиальных трудностей даже для
узкополосных (низкоскоростных) компьютерных сетей.
Но: для его эффективной работы необходима
модель 1 ученик – 1 компьютер
Поэтому: что же мы можем создать сами, чтобы
заинтересовать наших учеников настолько, что они дома, зайдя в контакт,
одноклассники, твиттер, фэйсбук, найдут кнопку, ведущую на ваш сайт, или ваш
блог, или страницу группы, которую вы
создали в социальных сетях, а может, откроют ваши твиты или даже напишут вам письмо по электронке,
или откроют хотя бы вашу рассылку с заданием которую вы всем отправили.
Нравится нам или нет, но интернет –
неотъемлимая часть жизни наших учеников – они там общаются, им там интересно,
они там учатся. И мы тоже должны стараться не просто не отставать от них, но
быть чуть впереди, если хотим, чтобы нас уважали, к нам обращались за советом,
нас слушали, у нас учились.
Первый наш помощник здесь – сервисы
веб.2
Web 2.0 – термин, обозначающий второе
поколение сетевых сервисов. Эти сервисы позволяют пользователям не только
путешествовать по сети, но и совместно работать и размещать в сети текстовую и
медиа-информацию. Интернет, бывший до сих пор преимущественно «сетью
читателей», трансформируется в «сеть писателей». Благодаря инструментарию Web
2.0 каждый имеет возможность стать творцом, а не пассивным потребителем
информации в сети.
С помощью Web 2.0 можно организовать коллективную
деятельность учеников или совместную деятельность вашу и учеников:
- общение в режиме
реального времени
- совместный поиск и
хранение информации;
- создание и совместное
использование медиа-материалов;
- совместное создание и
редактирование гипертекстов;
- совместное редактирование
текстовых документов, электронных таблиц, презентаций и других документов;
- совместное редактирование
и использование календарей и расписаний.
Число сервисов, которые можно успешно использовать
в образовании и специально созданных для образования постоянно увеличивается.
Остановимся на самых популярных:
Сервисы
Гугл и специально для образования Гугл ап дают возможность:
вести Блог — веб-сайт, основное содержимое
которого, — регулярно добавляемые записи, содержащие текст, изображения или
мультимедиа-объекты. Предполагают активное обсуждение записей автора
посетителями блога. Блоги гугл удобны тем, что:
-на них нет рекламы
-есть набор шаблонов сайтов в зависимости от темы,
например, сайт для веб-квеста, для портфолио, для класса
- очень просты в редактировании – можно добавлять и менять
расположение гаджетов, удобно переключение на html и поневоле начинаешь осваивать
этот язык
Документы
Google:
совместное использование документов, электронных таблиц и презентаций, организовать
совместную работу в пределах группы или всей школы в режиме
реального времени.
Формы – возможность
создавать опросы, анкеты, которые можно разослать по почте, встроить в сайт и
проанализировать результаты по каждому пользователю
Gmail: хранилище электронной почты и инструменты для
поиска, помогающие учащимся быстро искать нужную информацию и отправлять
мгновенные сообщения прямо из своих аккаунтов.
Календарь Google: учащиеся и педагоги могут составлять свой
рабочий график, расписание мероприятий и обмениваться этой информацией. Для
администрации образовательного учреждения создание общешкольного календаря
поможет решить целый ряд организационных проблем, связанных с большим
количеством филиалов, зданий и сотрудников. Публикация в сети Интернет
календаря классных и общешкольных мероприятий, позволит учащимся и их родителям
оптимально распределять своё время, контролировать процесс обучения и быть в
курсе всех событий, происходящих в школе. А когда педагоги через Интернет
общаются с отсутствующими по болезни или другим причинам школьниками или
работают над учебным (воспитательным) проектом с группой учащихся из другого
населенного пункта, для них крайне важна возможность использовать общие
календари, обмениваться мгновенными сообщениями и свободно работать над
документам в совместном режиме. К тому же, все эти функции нужны им независимо
от того, находятся ли они в пути, в школе или дома.
Хранение видео, создание собственного видео канала
Вики
это веб-система, созданная
Уордом Каннингемом (Ward Cunningham) в 1995 году и предназначенная для
коллективной разработки, хранения, структуризации текста, гипертекста и файлов,
в том числе мультимедийных. Все страницы wiki-сайта представляют собой статьи,
у которых есть название и содержимое. Содержимое — это обычный текст, в котором
можно использовать теги HTML или особую wiki-разметку (более удобную и
читаемую, чем HTML). Воспользовавшись ссылкой или кнопкой, любой посетитель
wiki-сайта может отредактировать текст страницы, на которую он смотрит, прямо
внутри веб-браузера и сохранить изменённый вариант на сервере. В результате
процедура публикации текста сокращается до двух щелчков
(редактировать-сохранить). Так же просто создаются и новые страницы. Кроме
того, сохраняются все изменения, произошедшие со всеми wiki-статьями с момента
их создания.
В России сейчас следующая ситуация. Бесплатный
доступ предоставляется только к морально устаревшим энциклопедиям. Так,
«Яндекс:Энциклопедии» дает доступ к БСЭ (1969–1978) и Словарю Брокгауза и
Ефрона (1907), а широко разрекламированная Универсальная мегаэнциклопедия
Кирилла и Мефодия (mega.km.ru) представляет собой большей частью электронную
версию Современного Энциклопедического словаря 1997 года издания (бывшего
Советского Энциклопедического словаря). Из современных универсальных
энциклопедий в открытом доступе самой интересной является, пожалуй,
энциклопедия «Кругосвет» (krugosvet.ru), но статей в ней маловато — всего около
10 тысяч. В «Википедии» царит самоорганизующаяся анархия, и все правила и
рекомендации (кроме железного правила помещать в энциклопедию только свободную
информацию) тоже придумывают сами посетители сайта. Ссылки [1]
www.wikipedia.org — английская версия «Википедии». Содержит 330 тысяч статей.
[2] www.ru.wikipedia.org — русская «Вика». Содержит пока 5 тысяч статей, но
неуклонно растёт. www.meta.wikipedia.org — «Википедия» о «Википедии». Энциклопедия,
где хранится вся информация как о самой «Википедии», так и о братских проектах.
[4] www.wikipedia.sourceforge.net — движок Mediawiki. Можно скачать и создать
свою собственную «Википедию». [5] www.wiktionary.org — Вики-словарь. [6]
www.wikibooks.org — Вики-учебник. Здесь коллективно пишутся учебники,
руководства и прочие образовательные материалы. [7] www.wikisource.org —
сетевая библиотека оригинальных текстов (справочные данные, книги, руководства
и т. д.). [8]
Есть Куз Вики – региональные
разделы методических служб,
Очень удобна для работы над
проектами – есть шаблон
LearningApps.org является приложением
Web 2.0 для поддержки обучения и процесса преподавания с помощью интерактивных
модулей. LearningApps.org разрабатывается как научно-исследовательский проект
Центра Педагогического колледжа информатики образования PH Bern в
сотрудничестве с университетом г. Майнц и Университетом города Циттау / Герлиц.
Существующие
модули могут быть непосредственно включены в содержание обучения, а также их
можно изменять или создавать в оперативном режиме. Целью является также
собрание интерактивных блоков и возможность сделать их общедоступным. Такие
блоки (так называемые приложения или упражнения ) не включены по этой причине
ни в какие программы или конкретные сценарии. Они имеют свою ценнность, а
именно Интерактивность.
Сервис довольно прост для самостоятельного освоения. Имеется коллекция готовых упражнений, которые
классифицированы по различным предметам. Можно познакомиться с приложениями,
отсортировав их, например, по оценке пользователей, сначала вам покажутся те
упражнения, которые получили более высокую оценку. Если вы зарегистрируетесь на
сайте, то можете создавать и свои упражнения, подобные имеющимся. Для этого под
каждым упражнением есть кнопка "Создать подобное приложение". Все
созданные вами приложения, а также упражнения, выбранные вами из готовых
сохраняются в личном кабинете (кнопка "Мои приложения").
Есть возможность создавать виртуальные классы, в которых ваши ученики
будут выполнять задания и сами создавать различные упражнения.
Шаблонов много – 29, поэтому
задания могут быть очень разнообразны и
по форме и по содержанию. Я освоила ещё не все шаблоны, поэтому в качестве
примеров покажу и свои и чужие, и кратко
скажу о тех, которые научилась делать. Сразу хочу сказать, что технически
создавать их очень просто, дело в содержании.
|